Введение комплаенс

Кроме организаций, акты которых указаны в источниках норм комплаенс, следует также учесть акты Совета Министров СССР и РСФСР, законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета СССР и РСФСР, не утратившие силу, а также декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР, постановления ЦИК СССР и РСФСР, в той части, в которой они продолжают действовать.

Отдельно необходимо учесть ведомственные нормативные акты, зарегистрированные и не зарегистрированные в Минюсте РФ, а также индивидуально - правовые акты, которые были применены однократно в отношении конктертного лица, не сохранили свое действие и были прекращены вместе с отношением, которое они регулировали.

Договоры публичного права национального уровня и международного также являются частью правовой системы, в том числе договоры о разграничении предметов ведения между госорганами и органами субъектов.

Судебная практика в настоящее время имеет более чем практическое значение при рассмотрении споров в суде, правовые позиции и разъяснения высших судебных инстанций несут в себе не только правоприменительный смысл, но и являются основнынм источником будущих норм права, которые для правильного формирования элементов комплаенс имеют первоочередное значение.

В судебной практике необходимо выделить решения Конституционного Суда РФ; разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ранее действующего Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики, в которых содержатся рекомендации для судов и других органов; опубликованные решения судов общей юрисдикции, арбитражных и коммерческих арбитражей.

Правильной хронологией является последовательность от глобальных, фундаментальных стандартов до местных инструкций и правил устанавливающих регламенты и протколы первичных процедур. Такой подход безусловно идеален, но на практике его реализация вызывает много сложностей и возможно идет в ущерб оперативности и скорости комплаенс.

Мы рекомендуем первоначально, на стадии формирования проектов элементов комплаенс системы идти от местных локальных стандартов и обязательных требований до международных системообразующих.

В последствии, при наличии действующей комплаенс системы такой подход использовать не допустимо, поскольку утрачивается весь смысл и обесценивается сама идея компалаенс контроля.

В связи с тем, что на данном примере мы рассматриваем начало формирования комплаенс, мы позволим себе идти путем от частного к общему, поэтому рассматривая источники требований и стандартов в первую очередь необходимо выявить местные (в том числе с учетом географического расположения) нормы.

По окончании выявления всех источников обязателен детальный анализ и выявление противоречий между требованиями из всех источников. Нельзя исключать, что определенные стандарты имели временный или ограниченный какими-либо критериями характер (в т.ч. нормы переходного периода) и их применение может поставить под угрозу всю систему.

Для формирования источников в первую очередь необходимо выявить все правове акты и содержащиеся в них правоприменительные нормы, связанные с нормативно - техническими, научными и справочными материалами.

Базельский комитет по банковскому надзору, указал принцип комплаенс-контроля, который заключается в конроле за управлением комплаенс-рисками, организации комплаенс-службы и утверждении политики и процессов выявления, оценки, мониторинга, отчетности и консультирования по вопросам, связанным с комплаенс-рисками. Независимая комплаенс-служба является важным компонентом, которая отвечает за обеспечение деятельности, регулированием и внутренними документами. Высшее руководство отвечает за разработку комплаенс-политики. Комплаенс-служба играет важную роль в поддержании корпоративных ценностей, политик и процессов, норм и стандартов. Комплаенс-служба также принимает участие в обучении персонала по вопросам комплаенса. Комплаенс-служба должна быть независима от руководства во избежание ненадлежащего влияния, препятствующего выполнению ею своих функций.

В качестве примера, можно выделить некоторые положения необходимые для начала формирования компалаенс контроля:

1. Политика комплаенса компании.

2. Регламент реализации комплаенс.

3. Должностная инструкция комплаенс-менеджера.

4. Регламент реализации политики комплаенс для руководителей подразделений;

5. Отчет о комплаенс-функции.

6. Кодекс корпоративной этики;

7. Положение о коммерческой тайне;

8. Положение о конфликте интересов;

9. Положение о регуляторных рисках (риска возникновения убытков из-за несоблюдения законодательства, обязательных стандартов саморегулируемых организаций) в отрасли (орагнизации).

10. Регламент управления регуляторным риском.

11. Положение о контрагентах;

12. Положение Legal due diligence;

13. Положение о маркетинговой политике;

14. Положение об обеспечении неприрывности бизнеса;

15. Политика по согласованию платежей;

16. Положение об антикоррупционной политике;

17. Положение об антимонопольной политике;

18. Положение об информационной политике;

19. Политика управления персоналом (исключая положения об оплате труда работников, правила внутреннего распорядка, продолжительность рабочего времени, положение об отпусках, перечень подразделений и должностей работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым осуществляются выплаты компенсационного характера и предоставляется дополнительный отпуск, положение о порядке оказания материальной помощи работникам)

20. Положение об охране труда;

21. Соглашение об охране труда с перечнем санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви, смывающих и (или) обеззараживающих средств и санитарных принадлежностей, выдаваемых работникам;

22. Положение об обработке, хранении, передаче и защите персональных данных;

23. Положение об обеспечении соблюдения требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

24. Положение об обеспечении соблюдения требований о налогах и сборах;

25. Положение об обеспечении выявления и расследований злоупотреблений, конфликта интересов, мошеничества и хищений.

26. Декларация контрагента о соблюдении Положения об Антикоррупционной политике;