Compliance

Compliance - обязанность сегодня жить в будущем.

Мы постарались коротко и крайне правдиво ответить самые острые вопросы связанные с комплаенс (compliance), чтобы вы смогли принять правильное решение относительно внедрения в своей организации комплаенс системы.

Также следует отметить, что комплаенс затрагивает все сферы деятельности и отношений, здесь мы рассмотрели комплаенс в упрощенной форме с позиции прав и обязанностей, возникающих у участников отношений, Несмотря на производственные особенности организаций разработка и внедрение, формирование комплаенс департамента или введения комплимент менеджера  - юридический процесс, который должен быть разработан и реализован юристом. 

В первую очередь комплаенс направлен на приведение в соответствие с обязательными требованиями всех видов деятельности вашей организации, включая внешние контакты, сделки и правоотношения, а также отношения внутри компании между учредителями и исполнительными органами, между работниками и их руководителями, и выстроенной системой всех вместе взятых.

Однако, кроме вышеуказанного приведения деятельности в соответствие с обязательными нормами, в состав комплаенс входит также приведение в соответствие с не обязательными нормами, которые носят рекомендательный характер. Официально комплаенс выражается в системе управления и контроля деятельности организации, связанной с рисками несоответствия такой деятельности требованиям законодательства и/или правилам или стандартам контролирующих органов и саморегулируемых ассоциаций.

В настоящее время вышеуказанные правила, стандарты и рекомендации в большинстве отраслей все еще носят рекомендательный характер и выражаются в виде добровольной сертификации мотивированной необходимостью соблюдения стандартов поведения в соответствующей сфере деятельности, предотвращения конфликтов интересов, лояльного отношения к контрагентам и/или клиентам и обеспечение добросовестности в отношении клиентов.

В связи с чем возникает вопрос: обязаны ли мы выполнять необязательные требования?

Однозначно, нет - не обязаны! Рекомендательные нормы и стандарты потому и рекомендательные, что обязанности их соблюдать нет.

Комплаенс в большей степени направлен на предотвращение нарушений обязательных требований, а вторично на приведение деятельности в соответствие с рекомендательными нормами. Зачем тратить ресурсы на перестраивание работающего бизнеса, тем более, что внедрение новых систем, особенно затрагивающих технические вопросы, влечет существенные материальные расходы, которые компания нести не обязана.

Можно ограничиться аудитом текущей деятельности в том виде в котором она осуществляется, выявить нарушения, снизить негативные правовые последствия, которые безусловно наступят и предотвратить такие ситуации в будущем. С этим справиться стандартный аудит и значительно менее затратный аутсорсинг.

Однако, это не так!

То что вчера носило рекомендательных характер, завтра приобретает обязательный - международные рекомендательные (диспозитивные) нормы превращаются в национальные обязательные (императивные). Такой порядок предоставляет возможность правительствам всех стран избежать официального "переходного периода" и не создать кризис в отрасли, в которой меняются стандарты.

В то же время каждый день на международном уровне усиляется контроль или вводятся стандарты позволяющие легче контролировать все сферы жизни, и процессы в которых участвуют население и бизнес. Этот процесс не закончиться никогда.

Каждое рекомендательное международное нововведение, неизбежно становиться обязательной национальной нормой.

Раньше процесс превращения международной рекомендации в национальный стандарт мог занимать 5,10,20 лет, сегодня 14 дней!

То что вчера можно было назвать долгосрочным планированием на 10-20 лет - сегодня соответствует сроку 1-2 года.

Компании с долгосрочным планированием, осуществляющие производство товаров и оказание услуг стремятся привести свою деятельность в соответствие со всеми не только обязательными, но и рекомендательными международными нормами и стандартами, заявляя о стремлении повысить качественный уровень своих товаров и услуг и естественно своей репутации на глобальном рынке.

На самом деле - это стремление сэкономить на будущих расходах, связанных с переходом от старых стандартов и требований к новым и воспользоваться уходом с рынка компаний, которые не были подготовлены к переменам.

Ранее нововведения внедряемые со скоростью 10-20 лет позволяли всем участникам рынка привести свою деятельность в соответствие перспективным стандартам или определить в долгосрочном периоде сроки прекращения конкретного вида деятельности. Срок 10-20 лет был достаточным для осуществления полного цикла.

Сегодня планирование даже на 1-2 года можно назвать долгосрочным, а обязательные требования распространяются не только на деятельность компании на рынке, но и на все отношения возникающие внутри компании.

Добровольная добросовестность доживает последние часы своей жизни, а "мотивация" превращается в обязанность.

Больше всего в этой ситуации "пострадала" финансово-кредитная сфера. Банки выполняют роль флагманов на +15-20 лет, поскольку являются фундаментом развития экономики; у финансово-кредитной сферы изначально транснациональное и экстерриториальное регулирование, а в результате стремительной глобализации эти же качества приобрели все товары и услуги. Пример финансово-кредитных регуляторов "вдохновил" регуляторов других отраслей.

Выбирая финансово-кредитную организацию в любой стране, вы уже не отдаете предпочтения, у вас нет выбора, вы стоите перед фактом. Перед вами только те финансово-кредитные организации которые уже соответствуют требованиям: о противодействии финансированию терроризма, мошенничеству и коррупции, доходов, полученных преступным путём; деятельность банка соответствует обязательным национальным требованиям по защите информационных потоков; поведение сотрудников соответствует этическим нормам и т. д.

На данном этапе у финансово-кредитных организаций кроме обязанности соответствовать в т.ч. необязательным требованиям появилась обязанность реализации функции проверки - внутреннего контроля установленной Банком России в Положении 242-П в 2014 году, которые реализуются подразделениями "Комплаенс" или "Комплаенс контроль".

Пример финансово-кредитной сферы не говорит о том, что только и именно она находится под пристальным вниманием всех регуляторов в мире, этим примером мы настойчиво предлагаем вам обратить внимание на международных регуляторов в вашей сфере деятельности.

Как действуют регуляторы в других отраслях - это ярко проявляется в передовых развитых странах с самым высоким "уровнем жизни", которые исторически, последовательно пришли не только к высоким стандартам жизни, но и к высоким стандартам требований.

Однако, сегодня скорость, глобализация, унификация и неограниченные финансовые возможности влиятельных лиц позволяют вводить высокие стандарты на "не подготовленных" рынках, в том числе для устранения любой конкуренции или реальному приостановлению деятельности участников рынка на период приведения в соответствие своей деятельности "рекомендательно - обязательным" требованиям.

Обратите внимание на регуляторов свой сферы деятельности от национальных до всемирных, обратите внимание на их "не обязательные" рекомендации и "стремление" повысить качественный уровень всего.

Основной источник - отраслевые ассоциации, учредителями которых всегда являются крупнейшие предприятия отрасли с неограниченными ресурсами. Если национальное законодательство позволяет вводить отраслевым ассоциациям обязательные требования, то скорость введения изменений достигает 1 дня! Ведение изменений на уровне государственной власти на практике составляет от 30 до 90 дней.

Отвечая на вопрос смогут ли участники рынка в такой короткий период перейти на новые стандарты, да, смогут, но только те кто был к ним подготовлен и осуществлял свою деятельность в соответствии с ними, тогда когда они носили рекомендательный характер.

Кризиса отрасли нет, крупнейшие флагманы - "сети" уже соответствуют новым стандартам.

В начале настоящего обзора мы определили первоочередные и вторичные направления комплаенс, сейчас они кардинально изменились, комплаенс в этих условиях в большей степени направлен на приведение деятельности в соответствие с рекомендательными нормами, а вторично на предотвращение нарушений обязательных требований. В этом и есть традиционная для комплаенс установка - управлять можно только тем, что еще не произошло!

Состав внедряемой комплаенс системы, ее первоочередные или вторичные функции определяете вы исходя из условий рынка вашей отрасли, сроков планирования осуществления деятельности и т.п. в т.ч. предполагаемые варианты адаптации к новым условиям.

В настоящее время серьезные изменения происходят в фармацевтической отрасли, уже сейчас соответствие требованиям ISO, GMP, GLP, GCP, GDP становятся вынужденной необходимостью, а в правовой практике сформировалось устойчивое понятие "международного технического законодательства".

Комплаенс система позволит вам сегодня определить необходимость и возможности вертикальной и/или горизонтальной диверсификации вашей компании, избежать более существенных расходов и убытков, предоставит возможность "переноса" бизнеса в менее регулируемую среду, реализацию предприятия в "рабочем" состоянии и т.д.